Описание работы медиаторов со случаем

                 Заявка на проведение восстановительной медиации поступила от классного руководителя девятого класса. Оба участника ситуации - обучающиеся в этом классе. Один из них - обидчик Ваня,  неоднократно принимал участие в  различного рода школьных воспитательных мероприятиях, но, по всей видимости, это не имело эффекта. Ваня дал свое согласие на участие в программе восстановительной медиации.
                  С Иваном мне, куратору службы примирения школы , и представительнице этой службы Алене, Обучавшейся в одиннадцатом педагогическом классе, пришлось встретиться два раза. В первый раз Ваня был приглашен через социального педагога нашей школы. В кабинет психолога вошел светловолосый парень, скромно потоптался, поздоровался. Я пригласила его пройти и сесть там, где ему будет удобно. Мы с Аленой представились, объяснили, по какому поводу подросток приглашен, а затем Алена спросила:
                 - Иван, ты мог бы рассказать, с чего все началось?
                 Сначала подросток говорил сбивчиво, но потом изложение ситуации им стало более понятным. Ваня рассказал, как он избил своего одноклассника Андрея. Он не мог объяснить, что случилось. По его словам, на него вдруг нашло затмение.
                 Иван выразил желание встретиться с потерпевшим на примирительной встрече.
                 Состоялась предварительная встреча с Андреем - потерпевшей стороной. Во время встречи подросток рассказал о случившемся, о своем страхе и безисходности, когда оказался один на один с Иваном, имевшим репутацию хулигана. Иван начал требовать деньги, а у Андрея их на тот момент не было. Иван нанес первый удар, потом второй. Андрей пытался убежать, но Иван его догнал.  Когда Андрей уже лежал на земле,  он слышал издевательские выкрики в свой адрес. После этого происшествия врачи обнаружили у Андрея сотрясение мозга.  Андрей был не против  встретиться с обидчиком, чтобы выяснить, за что, собственно, он пострадал.   
                Повторная встреча с Иваном состоялась в школе после одной из драк. Со слов подростка, он иногда поддается агрессии, и дрался он, защищая свою честь и друзей. В ходе этой встречи, которую проводила Алена, Иван был информирован о согласии  потерпевшего на примирительную встречу. По словам Алены, Ваня подтвердил свое решение встретиться с потерпевшим и высказал намерение извиниться перед Андреем.
                 Примирительная встреча неоднократно переносилась: то из-за занятости Андрея, то из-за болезни. Когда наконец-то встреча должна была состояться, Андрей заявил, что не желает приходить. На что я сказала, рискуя потерять нейтральность:
                 -   Андрей, понимаешь, ждут только тебя. Иван приходит третий раз, желая встретиться с тобой. Если не решить эту ситуацию сейчас, она останется грузом за тобой.
                 - Пойми, эта встреча для вас, - продолжила Алена.
                 - Хорошо, я приду после уроков, - дал наконец-то свое согласие на встречу Андрей.
                 Примирительная встреча Ивана и Андрея состоялась. В ходе нее ребята пытались разрешить ситуацию. Андрей рассказал о последствиях, которые имела для него та драка, о своих чувствах и эмоциях.
                 - Я сожалею о том, что сделал и хочу извиниться перед тобой, - сказал Иван.
                 - Я пока не готов простить, нужно время, - ответил Андрей.
                 - Я понимаю. Давай тогда просто общаться, -  предложил Ваня.
                 - Хорошо, - согласился Андрей.
                 Ушли ребята вместе, Иван вызвался проводить Андрея до дома.
                 Позже Алена разговаривала с ребятами, узнавала, как у них дела. И Андрей и Иван сказали, что спокойно общаются, негатива к Ивану у Андрея нет.
                Анализируя проведенную работу по описанному случаю, считаю положительным результатом то, что медиаторам удалось организовать примирительную встречу между двумя участниками ситуации, на которой ребята конструктивно поговорили друг с другом. Андрей после встречи стал более спокойным, в глазах появилась какая-то надежда. Важно и то, что обидчик предпринял шаги, чтобы изменить ситуацию. Я знаю, ему было нелегко.
                Участие в этой программе было новым полезным опытом и для меня, куратора службы примирения, и для Алены, медиатора этой службы. По завершении программы Алена рассказала о том, что ее эта ситуация научила терпению и настойчивости, умению преодолевать себя: было трудно сохранить нейтральную позицию, так как чувствовалось, что участники пытались перетянуть медиаторов на свою сторону, чтобы мы учитывали их интересы.
                 В дальнейшем один из участников ситуации - Иван, приходил неоднократно ко мне на консультации. Во время встреч подросток рассказывал о своей жизни и о том, что его волнует. Потерпевший Андрей отказался от психологической помощи, так как посчитал, что сам со всем справится, но отметил, что с Иваном у него наладились отношения.

психолог Кузнецова Г. В.