Из опыта реализации проекта «Расширение позитивных социальных связей в СОШ №6 г. Луга через возможности восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации»

               Настоящий проект разработан в ходе реализации Проекта «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации», который осуществляется Институтом права и публичной политики (г. Москва) и финансируется Всемирным банком, действующим в качестве распорядителя средств, предоставленных правительством Японии в рамках Японского фонда социального развития.
               Миссией проекта является расширение возможностей использования восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации и тем самым содействия социальным связям.  
               Трудно найти педагога, который будет отрицать важность обучения ребенка ответственному поведению, умению загладить причиненный учащимся вред, исправить то, что он «натворил».
               Но, заявляя это, понимаем ли мы, чему на самом деле хотим научить подростка, в чем помочь, как поступить с конфликтующими между собой людьми? Являются ли ответственность и наказание синонимами? Не становятся ли обстоятельства совершенного проступка для нас лишним грузом знаний о подростке, которого легче осудить, сделать выговор, наказать? Как, сохраняя гуманный подход к работе с обучающимися, совершившими какой-то проступок, добиться «исправления», «перевоспитания»?
               На все эти вопросы в большей степени дает ответ восстановительный подход к разрешению конфликтов.
               Наша цель - восстановление способности участников образовательного процесса нашей школы понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникающих в результате конфликтных ситуаций.
               При реализации данного проекта мы планировали решение ряда задач:
               1.Проведение обучающих мероприятий для обучающихся в старших классах, классных руководителей  СОШ№6 и других Лужских  муниципальных образовательных  учреждений.
               Семинар-тренинг «Расширение общественного участия в управлении образованием», состоявшийся в январе 2010года на базе нашей школы стал первым из запланированных обучающих мероприятий в рамках реализации проекта.
               Тренинг «Подготовка медиаторов для программ восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации в СОШ№6» проводится в течение всего учебного года, предназначен он для обучающихся в 10-11 педагогических  классах.
              Планировалось провести 5 семинаров - тренингов для волонтеров муниципальных образовательных учреждений по обучению их восстановительной медиации, из которых 2 тренинга  на тему «Организация школьных служб примирения» уже проведены в 2011году. В подготовке и проведении этих мероприятий принимали активное участие медиаторы школьной службы примирения.
               Куратор школьной службы примирения КузнецоваГ.В. принимала участие в презентации программы «Внедрение ювенальных технологий на территории Лужского муниципального района», а представители школьной службы примирения - в проведении круглого стола «Первые шаги и проблемы внедрения ювенальных технологий».
               2.Организация работы в службе примирения .
               Деятельность службы примирения была одобрена педагогическим советом школы. Так она получила официальный статус в рамках структуры школы.
               Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием куратора службы.
               Служба примирения собирает статистику по поступившим из активов класса запросам и проведенным медиациям.
               3.Проведение в 2012году слета лидеров школьных служб примирения.
              Слет предполагается провести на базе нашей школы. Приглашаются лидеры школьных служб примирения Лужского муниципального района, Кингисеппского муниципального района,  а также школьных служб примирения Москвы.
             В 2010 году служба примирения нашей школы стала осваивать  новую восстановительную технологию - Круги сообщества. Эта методика разрешения конфликтных ситуаций предусматривает работу в Круге и является наиболее эффективной для оздоровления  психологического климата в классе.

         Нужно отметить, что психологический климат в нашей школе заметно потеплел с тех пор, как стала работать школьная служба примирения. Результативность ее деятельности отслеживается и через мониторинг.

МОНИТОРИНГ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ СОШ№6 (2009 - 2011)

Годы

Число медиаторов в службе примирения

Количество случаев, по которым началась работа

Количество завершенных программ

медиации

Круги сообщества

2009

8

8

8

0

2010

15

11

7

4

2011

11

9

5

4

                   В классе, в котором учатся многие участники проекта, являющиеся медиаторами службы примирения СОШ№6, уровень устойчивости к конфликтам вырос с 30 баллов в 2009 году до 36 баллов в 2011 году, результату, соответствующему сформированности стремления к избежанию конфликтов.
               Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» осуществляет свою образовательную деятельность с 1990 года. Целевая направленность школы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении в учебной и профессиональной деятельности.  Деятельность службы примирения и ее результаты являются ощутимым подтверждением осуществления намеченных целей.

заместитель директороа по воспитательной работе Дрогайцева А.Г.